В мировой культуре пещера в основном символизирует утробу Матери-Земли (с ней связывают материнский комплекс). К примеру, китайцы отождествляли ее с женским началом «инь», а гору – с мужским «янь». По представлениям древних, это место, где зарождается новая жизнь и куда уходят в Мир мертвых. Часто в пещерах совершались и обряды посвящения/инициации: в пещеру входили словно в потусторонний мир, чтобы родиться снова, другим человеком, в другом статусе. В подобных обрядах пещера выступала в качестве «материнской утробы» — места мистической инициации, где неофит, забыв о своей прежней жизни, «рождается» заново в новом духовном качестве.
Согласно тюркской мифологии, Богиня Умай в пещерах прячет/хранит души еще не рождённых младенцев и именно в ней, согласно генеалогическому преданию, родились девять сыновей Волчицы (Бөрі-ана, «Мать – Матерая волчица») и Ашины – первопредков тюркских народов. Буряты до сих пор считают, что пещеры могут даровать детей бесплодным женщинам, а само аутентичное ее название – «умай» у хоринских бурят означает детородный орган, матку. Традиция почитания пещер бытует у казахов. Примером тому служит пещера Чак-пак-ата (Южный Казахстан), Қоңыр-әулие (Восточный Казахстан), пещера Шақпақ-Ата (Западный Казахстан) и другие. Сюда до сих пор приходят женщины для молитвы от бесплодия и, в целом люди для оздоровления.